WOLK » 31 янв 2007, 20:54
Движение без привилегий
31.01.2007 19:00 | Страна.Ru
С 1 февраля количество автомобилей со спецсигналами и особыми регистрационными номерами сокращается с 7,5 тысяч до 977 машин. Соответствующее постановление правительство приняло еще на прошлой неделе, правда, со второй попытки. Верхняя палата российского парламента подавляющим большинством голосов лишила себя, а заодно и депутатов Госдумы, права использовать спецномера и спецсигналы. Впрочем, некоторые законодатели, с которыми удалось связаться Стране.Ru, с большим удовольствием проголосовали бы за сохранение привилегий, а не за их отмену. Что и понятно: ведь раньше проблем с «гаишниками» у чиновников никогда не было. Теперь же им предстоит на собственном опыте понять, как чувствуют себя на российских дорогах обычные автолюбители.
На пути к справедливости
Решение об отмене спецзнаков и спецсигналов давалось чиновникам тяжело. В результате соответствующее постановление было принято только 24 января. Для одобрения закона было необходимо, чтобы в его поддержку высказался 91 сенатор. Однако первоначально «за» высказалось всего 88 членов палаты. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов поставил вопрос на повторное голосование. Сенаторы поменяли свою точку зрения, и 113 из 178 высказались в поддержку закона.
В ходе его обсуждения между сенаторами разгорелась жаркая дискуссия. Одни заявляли, что не будут голосовать за отмену «мигалок» и «флажковых» номеров, потому что это «чистой воды фарс» и неуважение к себе как к представителям власти. Другие призывали к разуму и утверждали, что правила безопасности на дорогах должны быть едиными для всех, и поэтому начинать надо с себя.
Авторы законопроекта, между тем, посчитали, что это действительно позволит повысить безопасность дорожного движения. По статистике МВД, ежедневно в стране жертвами ДТП становятся более ста человек. «За год эта цифра складывается в катастрофический и ужасающий итог - около 35 тысяч погибших, - пояснял ранее журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. - То есть получается, что за один год в России гибнет население небольшого города. Причем каждое четвертое ДТП в минувшем году было связано с превышением скорости, а каждое десятое - с вождением автомашины в нетрезвом состоянии».
Что касается машин со спецномерами, то, по словам первого заместителя главы МВД Александра Чекалина, бьются они ежедневно. Мало того, зарегистрированные в Москве автомобили с «флажковыми» номерами в 2006 году попадали в аварии почти в 30 раз чаще обычных машин.
По официальной статистике, приведенной замглавой МВД, до 1 февраля 2007 года автомобилей с особыми государственными регистрационными знаками в столице было около тысячи, и в прошедшем году с их участием зафиксировано 377 дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, за год в аварию попал каждый третий обладатель спецномеров, а в целом такие ДТП происходили с частотой не менее одного в день. Всего же в ДТП с участием таких машин за 2006 год погибли два человека и 15 получили ранения различной степени тяжести.
И вот теперь российские чиновники и депутаты потеряли свою неприкосновенность на дороге: после нарушения правил дорожного движения встреча с инспектором ГИБДД не будет столь беспроблемной, какой была раньше. Если до принятия закона трехцветный, как российский флаг, номер гарантировал его владельцу движение без остановок и штрафов, то теперь все будет наоборот - с сегодняшнего дня инспекторы обещают нещадно штрафовать как раз тех, кто не избавился от спецномера вовремя. Сначала речь шла о 200 минимальных размерах оплаты труда, что составляет почти 20 тысяч рублей. За сутки до начала действия запрета на эксклюзивные номера в ГИБДД так окончательно и не определились с суммой штрафа, но заверили, что нарушителям не поздоровится - и даже депутатская корочка не поможет.
«Все номерные знаки, которые будут находиться в обороте в системе дорожного движения после 1 февраля, изымаются из оборота, - заявил 31 января на коллегии МВД первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. - К водителям же будут приниматься меры, предусмотренные законодательством».
Получается, что в случае невыполнения требований депутат вместо Госдумы рискует попасть на штрафстоянку. Тем временем, инспекторы на дорогах с трудом представляют, как они будут отбирать машину у человека с депутатской неприкосновенностью. Необходимо отметить, что пока такой задачи перед ними никто не ставил.
«Достаточно трудно спрогнозировать, как отмена спецсигналов и спецномеров отразится на состоянии на дорогах в целом, - поделился со Страной.Ru своими соображениями на этот счет заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД по Московской области Юрий Безруков. - Но если это действительно поможет другим участникам дорожного движения, то это очевидный плюс. Думаю, что должно сократиться количество ДТП, ведь раньше машинам с такими номерами разрешалось практически все. Но подобные нововведения все же вряд ли сильно повлияют на безопасность на дорогах в целом - это как капля в море».
По мнению г-на Безрукова, к положительным моментам можно отнести тот факт, что принятие постановления - это серьезный шаг на пути к демократизации общества. «Теперь права обычных автомобилистов и чиновников будут уравнены, - пояснил представитель подмосковного ГИБДД. - Кому-то из избранников народа станет сложнее добираться до работы, кому-то придется пораньше вставать и возможно даже спускаться в метро. Вполне вероятно, что подобные меры, наконец, подтолкнут чиновников к решению проблемы с ситуацией на московских дорогах».
Аналогичного мнения придерживается и один из главных инициаторов продвижения этого закона, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Пока рано прогнозировать, изменится ли ситуация на наших дорогах, но уже сейчас с уверенностью можно сказать о том, что сделан серьезный шаг на пути к равенству и справедливости, - пояснил Стране.Ru депутат. - Число VIP-аварий год от года росло, и с этим надо было что-то делать. Уверен, что, по крайней мере, в Москве ситуация заметно улучшиться. Возможно, что когда народные избранники окажутся в пробке вместе со своими избирателями, они поймут, что проблема эта требует от них скорейшего решения».
По словам г-на Похмелкина, наглеть, как это было заведено, теперь у членов Госдумы и Совета Федерации не получится. «Раньше «флажковые» знаки им разрешалось перевешивать и на личные автомобили, теперь же такого произвола не будет, - пояснил лидер Движения автомобилистов России. - Вы не представляете, как расстроены мои коллеги по Государственной Думе. Еще больше расстроенных - в Совете Федерации. Но тут ничего не поделаешь - против решения президента выступить никто не осмелится».
315 тысяч погибших за 10 лет
О проблемах на российских дорогах шел разговор 31 января на итоговом совещании в Департаменте безопасности дорожного движения (ДОБДД) России, участие в котором принял глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Министр сообщил, что за последние 10 лет в России в ДТП погибли более 315 тысяч человек. Говоря об этой шокирующей статистике, глава МВД обратил особое внимание на то, что за последнее время в несколько раз возросло количество ДТП с участием детей. «Ежегодно на дорогах погибают более тысячи подростков, и около 25 тысяч детей получают ранения, - сообщил журналистам министр. - Исправить сложившееся положение можно только при системном подходе, который позволит объединить усилия государства и общества в решении этой проблемы».
Глава ведомства также выразил свою обеспокоенность тем, что в России с каждым годом рост количества машин не соответствует росту пропускной способностью дорог. Рашид Нургалиев также напомнил, что сейчас идет реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», главной целью которой является сокращение к 2012 году числа погибших на дорогах, по меньшей мере, в полтора раза. «Несмотря на принимаемые меры, ДОБДД России и Дирекция по реализации целевой программы пока не добились стопроцентного подписания соглашений по ее финансированию со всеми регионами страны, - посетовал глава МВД. - Это во многом затрудняет возможность в полной мере работать над реализацией целевой программы, поэтому сейчас самой главной задачей я считаю скорейшее решение этого вопроса».
Глава МВД также остановился и на проблеме пьяных водителей. По мнению Рашида Нургалиева, пьянство за рулем приобрело масштабы национальной трагедии. И это несмотря на то, что число ДТП, произошедших по вине пьяных водителей, в прошлом году сократилось на 13%. Поэтому министр, кроме всего прочего, высказался за ужесточение санкций в отношении шоферов, которые садятся за руль в нетрезвом виде.
«Ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения уже была ужесточена, - отметил Рашид Нургалиев. - И уже сегодня эти меры уже дают положительные результаты». Так, число погибших по вине пьяных водителей уменьшилось на 15,7%, а раненых на 12,3%.
В свою очередь, начальник Департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов отметил, что в России отмечается самая высокая в Европе смертность в ДТП. «Одна треть всех погибших в Европе в результате аварий приходится именно на нашу страну, - подчеркнул главный автоинспектор страны. - В минувшем году в стране зафиксировано свыше 229 тысяч ДТП, в которых 33 тысячи человек погибли и 285 тысяч получили ранения. По-прежнему происходит очень много ДТП с особо тяжкими последствиями, т.е. те, в которых погибли пять и более человек. Число таких аварий в 2006 году выросло на 24%». Также Виктор Кирьянов сообщил, что в России число погибших пешеходов составляет примерно 40% от общего числа погибших в ДТП - по этому показателю наша страна, увы, опережает все западные государства.
Глава милицейского ведомства и его «автомобильного» подразделения признали, что ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему остается сложной. Однако решить все проблемы представляется все же задачей осуществимой - лишь в том случае, когда на это будут направлены не только усилия государства, но и простых граждан.
Екатерина Макаркова
Страна.Ru
000 000
0 0