Guzel » 05 фев 2006, 23:15
продолжение:
Данная норма позволяет распространять рекламу азартных игр исключительно в помещениях зданий, строений, сооружений, в которых осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Вместе с тем, указанная норма исключает из перечня допустимых мест распространения рекламы азартных игр помещения вокзалов, аэровокзалов, станций метрополитена, даже в случае, если там проводятся игорный бизнес и (или) пари.
5. Абзац четвёртый пункта 1 статьи 16.1 Закона допускает распространение рекламы азартных игр только в периодических печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари.
Данное положение распространяется только на печатные средства массовой информации и не затрагивает электронные средства массовой информации. Рекламный характер издания подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации, содержащим соответствующее указание на специализацию издания. Оценка специализации средства массовой информации как предназначенного для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари, осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.
6. Абзац второй пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем.
Данное требование распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в азартных играх, пари порождает успех или улучшает имущественное состояние), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем).
При рассмотрении вопроса о соответствии рекламы требованиям второго абзаца пункта 2 статьи 16.1 Закона должна быть установлена прямая связь между участием в азартных играх, пари и последствиями такого участия в виде достигнутого (предполагаемого) общественного или личного успеха либо в виде решения имущественных проблем участника азартных игр, пари.
7. Абзац третий пункта 2 статьи 16.1 Закона закрепляет, что реклама азартных игр не должна дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари.
Исходя из содержания данного требования, в рекламе азартных игр не допускается подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в азартных играх, пари, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх.
8. Согласно абзацу четвёртому пункта 2 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока.
Данное требование также распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что условия азартной игры, пари таковы, что каждый участник игры, пари получит выигрыш, либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари принесёт гарантированный выигрыш, либо выигрыш с высокой степенью вероятности).
При этом указанная информация не может содержаться в рекламе, в том числе если по условиям игры, пари предусмотрена выплата выигрыша каждому участнику азартной игры или пари.
9. Абзац пятый пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены.
При наличии особых условий или ограничений участия в азартных играх, пари эти условия и ограничения в обязательном порядке должны быть указаны в рекламе. Кроме того, в рекламе азартных игр должна содержаться информация об условиях выплаты выигрыша победителю, если такие условия определены правилами проведения игры, пари.
10. Абзац шестой пункта 2 статьи 16.1 Закона закрепляет, что реклама азартных игр не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
Запрет рекламы азартных игр, обращённой непосредственно к несовершеннолетним, установленный в данной норме, предусматривает, что реклама азартных игр не должна быть направленной на восприятие её несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в азартных играх.
Также в данной норме установлен запрет на любое использование (визуальное, звуковое, текстуальное) образов людей и животных в рекламе азартных игр.
Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление.
Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая неизвестных или вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Кроме того, образ человека и животного может быть сформирован через наделение объектов природы (предметов) человеческими способностями, способностями животных (их одушевление, оживление).
В звуковом и текстовом ряде рекламы не должны приводиться сведения о людях и животных.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что требования о недопустимости использования в рекламе азартных игр образов людей и животных не распространяются на сообщение названия игорного заведения или игры в рекламе, в том числе, если такое название одновременно является обозначением человека или животного.
Кроме того, указанная норма содержит запрет на распространение рекламы азартных игр в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого, являются детские передачи (публикации).
Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении правил по кино- видеообслуживанию населения» под кино- и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино- и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданных в установленном порядке.
Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении.
Одновременно Федеральным законом № 113-ФЗ от 21.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закона «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» изменены положения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Устанавливается максимальный размер штрафов за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для должностных лиц и 5000 МРОТ для юридических лиц. Нижний предел штрафных санкций остался прежним. Также не изменяется величина штрафов, налагаемых на физических лиц.
Пресс-служба ФАС России