Ну вот и Борис Григорьевич на мой вопрос ответил :D
Часть 1
Секрет фирмы
30.01.2006
Номер выпуска: 4
Двуликий «Уникум»
ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА ДИВЕРСИФИКАЦИЯ.
Двуликий «Уникум»
Гонения на игорный бизнес заставили крупнейшего российского производителя игровых автоматов группу «Уникум» обратить внимание на другие рынки. Как стало известно «Секрету фирмы», «Уникум» начал выпускать автоматические платежные терминалы.
Старейший поставщик игорного оборудования диверсифицирует бизнес и выходит на новый рынок - автоматических устройств по обмену валют и оплате услуг связи. Об этом СФ сообщил основатель и владелец «Уникума» Борис Белоцерковский.
Возможно, «Уникум» и не стал бы ничего менять, не возьмись законодатели править закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем парламентарии обязали всех производителей игровых автоматов получать лицензию, но «по забывчивости» не указали лицензирующий орган. Без лицензии производить и продавать игровые автоматы нельзя, а получить ее негде.
Однобокий закон вступил в силу в середине июля 2005 года и фактически парализовал бизнес «одноруких бандитов». По данным Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ), из-за депутатской «рассеянности» поставщики игровых автоматов потеряли более половины годовой выручки.
Кризис, продолжающийся до сих пор, производители «одноруких бандитов» переживают по-разному. Многие решили тихо подождать появления в законе статьи о процедуре лицензирования. Другие (например, Rosgame) сдают в аренду автоматы, выпущенные до июля прошлого года. Третьи, как «Честная игра», распродают запчасти от старых автоматов.
А лидер рынка «Уникум» нашел спасительную лазейку за пределами индустрии развлечений.
ДОСЬЕ
Группа компаний «Уникум» создана в 1990 году предпринимателем Борисом Белоцерковским. Специализируется на производстве и дистрибуции автоматов c денежным выигрышем и оборудования для казино, развлекательных центров и залов игровых автоматов. С 2003 года владеет собственным заводом по производству игровых автоматов в Петербурге. В структуру группы входят лизинговая компания «Слот-лизинг», консалтинговая фирма «Уникум-консалтинг» и компания-разработчик систем интеллектуального управления казино Systems in Progress (SIP) (находится в Австрии).
100% акций «Уникума» принадлежит Борису Белоцерковскому, который также является совладельцем игорного холдинга Ritzio Entertainment (владеет игровыми сетями «Вулкан», «Миллионъ», Х-Time в России и Казахстане, «Кинг» и «Метро-Джекпот» на Украине, Labirints и City Casino в странах Балтии). По оценкам экспертов игорного рынка, оборот группы «Уникум» составляет $150 млн, а ее доля на российском рынке игровых автоматов - 6%.
Брат «бандита»
Выход «Уникума» в новый сегмент произошел спонтанно. В 2003 году компания Бориса Белоцерковского, ранее занимавшаяся дистрибуцией и сборкой игровых автоматов из импортных компонентов, открыла в Петербурге собственный завод по производству игорного оборудования. Основные элементы «одноруких бандитов» «Уникум» выпускал самостоятельно. Но мелкие детали - купюроприемники, желоба для жетонов, металлические ручки и кнопки - приходилось импортировать.
«Поставки комплектующих из-за рубежа часто задерживались. Из-за нарушения сроков постоянно приходилось корректировать производственный процесс. Да и поставляемые детали не всегда отвечали нашим требованиям»,- говорит директор по маркетингу «Уникума» Сергей Казаков..
В компании решили наладить производство полного цикла и в начале прошлого года приобрели оборудование для обработки металла. В запуск новой линии на заводе, по словам Казакова, было вложено $20 млн. Компания строила планы по расширению сбыта (купленное оборудование позволяло увеличить производство с 18 тыс. до 24 тыс. автоматов в год), но тут вмешалась Госдума, выпустив пресловутую редакцию закона о лицензировании.
Впрочем, новые станки позволяли «Уникуму» изготавливать из металла самые разные изделия. Например, установки для продажи пластиковых карт, компактные металлические киоски или терминалы для приема платежей. В «Уникуме» решили сделать ставку на терминалы.
Наладить их производство было несложно. По словам Сергея Казакова, устройства для приема платежей и «однорукие бандиты» в технологическом отношении почти братья: «У тех и других есть купюроприемник, монитор, так называемый touch screen - приспособление для тактильного ввода информации в автомат прямо с экрана. Схоже и программное обеспечение: и те и другие машины настроены на интерактивное общение с человеком. Да и с точки зрения технического обслуживания они очень похожи».
Аналогичны и бизнес-модели операторов игровых автоматов и платежных терминалов. Первые получают доход в виде разницы между внесенными в автомат деньгами и выигрышем клиента. Вторые - в виде агентского вознаграждения за проведение платежа (как правило, это 2-5% от вносимой суммы).
В обоих сегментах доходность компаний зависит от масштаба. В российских игровых автоматах реальный показатель «выигрышных» выплат по словам вице-президента АДИБ Евгения Ковтуна, составляет 92-94%, поэтому чем больше автоматов, тем выше выручка игорного салона или сети. Компаниям-владельцам платежных терминалов также выгоден масштаб. «Добиться прибыли, имея 10 или 50 терминалов, невозможно. Для минимальной рентабельности в сети необходимо иметь не менее 100 платежных машин в „проходных местах”»,- рассказывает Алексей Рытиков, гендиректор компании «Точка оплаты».
Точка отсчета
Несмотря на большое сходство двух сегментов, между ними есть и колоссальная разница. Участники рынка игровых автоматов признают, что в Москве он уже достиг насыщения, а наступивший год в целом пройдет для индустрии игорных развлечений под знаком стагнации. Рынок же терминалов самообслуживания возник всего три года назад и сегодня демонстрирует бешеный рост.
Согласно данным аналитического агентства «Сотовик», по темпам роста рынок платежных терминалов для оплаты связи опережает бизнес сотовых операторов в два-шесть раз в зависимости от региона, а растет на 50-80% в год.
«В минувшем году парк терминалов в нашей компании увеличился вдвое, и такие темпы роста сохранятся на протяжении нескольких ближайших лет»,- говорит директор по маркетингу компании «Элекснет» Екатерина Черных.
До 2005 года в Москве были всего два участника этой отрасли, компании «Элекснет» и Ibox. Взрывообразный рост рынка автоматических платежных устройств произошел в середине прошлого года, отмечает Алексей Рытиков. В Москве возникли около десятка компаний, управляющих платежными терминалами. В их числе «Точка оплаты», которая стала первым партнером «Уникума» в новом бизнесе.
Не раскрывая деталей сделки с «Точкой оплаты», Борис Белоцерковский сообщил СФ, что первые поставки автоматов для сети начнутся с февраля. «Мы очень молодая компания, в нашем парке всего 100 терминалов. С помощью „Уникума” к концу года планируем довести свой парк до 1 тыс. машин»,- говорит Алексей Рытиков. В этом же году «Точка оплаты» планирует выйти на федеральный уровень - в Санкт-Петербург и регионы. Очевидно, что расширение сети предполагает увеличение поставок оборудования со стороны компании Белоцерковского.
«Рынок автоматических терминалов самообслуживания по оплате услуг и обмену валюты растет невероятными темпами. Его объем не менее $3 млрд в год. У нас появился шанс занять на нем неплохие позиции»,- убежден владелец «Уникума».