Alf » 06 сен 2004, 09:42
Часть 1
«Эксперт-Северо-Запад», 6.09.2004
Русский столбняк
Экспансия автоматов-"столбиков", стремительно наводнивших Петербург, достигла пика и, похоже, пойдет на спад
Eще недавно представители российского игорного бизнеса гордились тем, что миновали стадию "дикости", пережитую американскими и европейскими коллегами в 1930-х - 1940-х годах. Большинство отечественных игорных залов и казино предпочли вести легальную деятельность, нарушая закон "по мелочи" (к примеру, оттягивали, насколько возможно, регистрацию новых автоматов или, находя лазейки в законодательстве, уменьшали налогооблагаемую базу). Наметившаяся в 2000 году тенденция к вытеснению операторов-одиночек крупными сетевыми компаниями, казалось бы, закрепила движение индустрии азартных развлечений в сторону большей цивилизованности.
Однако два года назад это движение было прервано совершенно новым явлением - экспансией автоматов-"столбиков", которые значительно расширили теневой сегмент игорного рынка. Масштабы распространения подпольных аппаратов обеспокоили налоговые органы и правительство Петербурга. Их усилия могут привести к сужению этой необычной ниши.
Мы впереди планеты всей
Профессиональный изобретатель - собеседник корреспондента "Эксперта С-З" как-то заметил: "Судя по мерзостности замысла, "столбики" придумали русские". И оказался прав.
Игровой автомат типа "столбик" был придуман и впервые произведен в 2001 году московской компанией KSI Corporation, специализирующейся на выпуске оборудования для игорного бизнеса. Изобретателями двигала простая и очень перспективная маркетинговая идея - создать аппарат, который бы позволил вовлечь в игорный бизнес до сих пор не охваченную ими аудиторию. Первые, собранные на основе плат PC, "столбики", как и все последующие модификации, идеально отвечали поставленной задаче: они оказались сравнительно просты и недороги в производстве и эксплуатации, легко размещались в любом торговом заведении или общественном месте (занимая всего один квадратный метр площади), а летом - даже под открытым небом.
Принцип игры на новом российском аппарате также полностью отвечал замыслу, поскольку был примитивным. В отличие от классических автоматов, "столбик" не требует от "клиента" даже освоения игровой панели - достаточно бросить в прорезь пятирублевую монету (или несколько монет) и ждать, когда выпадет счастливая комбинация цифр. Такое развлечение доступно малолетнему ребенку - и, кстати, на детей, во многом, рассчитано.
Два года рынок привыкал к новинке - первый производитель "столбов" в этот период оставался единственным. После того, как стало очевидно, что отечественное know-how приобретает все большую популярность, спрос на новые аппараты со стороны операторов многократно возрос. Предложение среагировало адекватно: выпуск "столбиков" быстро освоили компании, ранее занимавшиеся сборкой кран-машин (игровых автоматов с призовым выигрышем) или более сложного оборудования для залов и казино. Несколько фирм были созданы специально для выпуска "столбов".
"Одни компании шли по тому же пути, что и наша, то есть все - плату, корпус, табло отображения, монетоприемник - производили самостоятельно, и сами же писали необходимые для работы "столбика" программы, - рассказывает управляющий бизнесом производства игрового оборудования компании "Стэк" Андрей Бажанов. - Другие собирали эти автоматы из готовых комплектующих. Некоторые фирмы осуществляли сборку, что называется "в гараже на коленке", экономя на оформлении лицензии, тестировании и сертификации готового оборудования".
Автоматы нового типа производились официально и подпольно в Москве, Казани, Туле, Перми, Петербурге. В 2003 году на рынке появилась аналогичная продукция из Тайваня, который оперативно отозвался на тенденции российского рынка. В результате перепроизводства и формирования вторичного рынка, цена игрового автомата-"столбика" снизилась за последние полтора года с 3-5 тыс. долларов до 1,5-2,5 тыс. Одновременно покупательский спрос, преодолев точку максимума, начал снижаться.
Некоторые производители, подобно петербургскому "Стэку", практически потеряли интерес к продукции, не способной обеспечить прежний уровень рентабельности. Другие - московский "Мега-Вист", казанский "Игровой мир", пермская "Галактика" - решили побороться за рынок, модернизируя продукт. Они стали выпускать "столбики" усложненной модификации: работающие по принципу рулетки или похожие на автоматы в казино (иными словами, в "столбик" вместо простой игровой платы монтируется сложный видеослот).
Прогресс не остановишь, и в конце прошлого года был разработан специальный уличный вариант "столбика", так называемая "Ромашка" - хорошо защищенный от вандализма павильон, рассчитанный на пятерых игроков. Конструктивные нововведения позволили повысить цены на автоматы: столбики с видеоиграми стоят около 3 тыс. долларов, "Ромашка" - в среднем, 10 тыс. долларов.
"Новые разработки пока пользуются спросом - в основном, потому, что некоторые операторы хотят обновить и разнообразить парк своих автоматов, - отмечает заместитель директора компании "Приз-Пари" (дилер производителя "Игровой мир") Дмитрий Богатырев. - Однако они не могут вызвать рост абсолютного числа автоматов, находящихся в эксплуатации. Дело в том, что удачные места для установки "столбиков" как в Петербурге, так и во всем Северо-Западном регионе практически разобраны". Таким образом, экспансия новых игровых машин близка к завершению.
Экспансия задешево
Эта экспансия была в полном смысле стремительной: первые "столбики" появились в Петербурге в 2002 году, и за один год их число возросло до 1000, продолжая неуклонно увеличиваться. Одновременно простые автоматы стали появляться и в других городах и поселках Северо-Западного региона.
Распространению "столбиков" способствовала низкая цена входа на рынок, простота обслуживания и высокая рентабельность бизнеса. Для его организации достаточно приобрести в Федеральном агентстве по физической культуре и спорту лицензию стоимостью 1300 рублей, купить автомат, недорого арендовать "угол" в торговом зале - по приблизительным оценкам, аренда обходится, в среднем, в 100 долларов ежемесячно. Еще необходимо найти человека, который за незначительное вознаграждение будет присматривать за аппаратом и разменивать деньги игрокам. Наконец, последний "аккорд" - уплата налогов, ставки которых оказались в Петербурге совсем не разорительными - на уровне 4500 рублей в месяц за один "столбик".
Нелегальный путь ведения бизнеса существенно сокращал расходы - за счет экономии на налогах, лицензии и покупки аппаратов "серой" сборки. По неофициальным данным, в 2002 году доход от удачно расположенных нелегальных "столбиков" составлял порядка 500 долларов в день. С ростом конкуренции прибыльность бизнеса упала: сегодня один аппарат приносит ежедневно от 500 до 3 тыс. рублей в зависимости от места дислокации.
Последний раз редактировалось
Alf 06 сен 2004, 09:48, всего редактировалось 1 раз.