undi » 10 ноя 2006, 16:20
копия Дело Â № Â 3-293-2006
РЕШЕНИЕ
Именем Â Российской Â Федерации
Пермский Â областной Â суд Â в Â составе председательствующего Â Няшина Â В.А. с Â участием Â прокурора Â Левыкиной Â Л.Л. при Â секретаре Â Беляевой Â Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 9 ноября
2006 года дело по заявлению первого заместителя прокурора
Пермского края, 000 "Лас Вегас" и индивидуального
предпринимателя Лепоринского Станислава Константиновича о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края от 16 марта 2006 года № 2931 659 "Об организации игорного бизнеса".
УСТАНОВИЛ:
16 марта 2006 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермского края № 2931 659 "Об организации игорного бизнеса". 3 апреля 2006 года указанный закон был подписан Губернатором Пермского края. Он был опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области, №5 за 12 мая 2006 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного закона - Для получения документа о согласовании размещения объекта игорного бизнеса организатор игорного заведения представляет в органы местного самоуправления следующие документы:
1)'заявление Â с Â указанием местонахождения Â объекта;
2) копии Â Â Â свидетельства Â Â Â о Â Â государственной Â Â регистрации
юридического Â лица Â и Â устава Â юридического Â лица Â либо Â свидетельства
о Â государственной Â регистрации Â индивидуального Â предпринимателя,
осуществляющего Â деятельность Â без Â образования Â юридического Â лица;
3) копии Â Â правоустанавливающих Â Â документов Â Â на Â Â занимаемый
земельный Â участок Â либо Â помещение;
4) копии Â Â заключений Â Â соответствующих Â Â федеральных Â Â органов
исполнительной Â Â власти Â Â о Â Â соответствии Â Â помещений Â Â санитарно-
эпидемиологическим, Â противопожарным Â нормам Â и Â требованиям;
5) копии Â режима Â и Â правил Â работы игорного Â заведения.
В соответствии со статьей 3 указанного закона - Объекты игорного бизнеса размещаются в нежилых помещениях, площадью не менее 100 квадратных метров (казино - не менее 400 квадратных метров), имеющих отдельный вход.
2. Запрещается Â использование Â игрового Â оборудования Â (игровых
столов, Â Â игровых Â Â автоматов, Â Â касс Â Â букмекерских Â Â контор, Â Â касс
тотализаторов) Â Â и Â Â проведение Â Â азартных Â Â игр Â Â и Â Â (или) Â Â пари Â Â вне
помещений.
3. Объекты Â игорного Â бизнеса Â не Â могут Â быть Â размещены:
1) на Â Â землях Â Â и Â Â в Â Â помещениях, Â Â Â занятых Â Â действующими
медицинскими Â Â Â учреждениями, Â Â Â организациями, Â Â Â осуществляющими
культовую Â Â и Â Â иную Â Â религиозную Â Â деятельность, Â Â Â учреждениями
культуры, Â физкультурно-спортивными Â учреждениями;
2) в Â зданиях Â автовокзалов, Â железнодорожных Â и Â речных Â вокзалов,
речных Â портов, Â Â аэропортов, Â в Â подземных Â и Â надземных Â пешеходных
переходах;
3) в Â помещениях Â детских Â садов, Â школ, Â иных Â образовательных
учреждений Â и Â учреждений, Â Â работающих Â с Â несовершеннолетними, Â Â а
также Â на Â расстоянии Â ближе Â 100 Â метров Â от Â указанных Â учреждений.
Расстояние прилегающих к указанным в данном пункте объектам территорий, на которых не допускается размещение объектов игорного бизнеса, должно составлять не менее 100 метров по пешеходной зоне (от входных дверей названных объектов до входных дверей объектов игорного бизнеса);
4) на Â Â остановочных Â Â комплексах, Â Â рынках, Â Â в Â Â павильонах,
магазинах, Â Â супермаркетах, Â Â в Â Â помещениях Â Â предприятий Â Â бытового
обслуживания Â населения, Â Â за Â исключением Â встроенно-пристроенных,
технически Â обособленных Â от Â указанных Â объектов Â нежилых Â помещений,
отвечающих Â Â Â установленным Â Â Â законодательством Â Â Â санитарным Â Â Â и
противопожарным Â нормам Â и Â имеющих Â отдельный Â вход;
5) в Â жилых Â помещениях;
6) на Â землях, Â Â находящихся Â в Â государственной Â собственности
Пермской Â области;
7) в Â Â Â зонах, Â Â Â определенных Â Â Â пунктом Â Â Â 2 Â Â Â статьи Â Â Â 35
Градостроительного Â кодекса Â РФ.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими - пункта 1 статьи 3, в части слов "площадью не менее 100 квадратных метров (казино - не менее 400 квадратных метров), имеющих отдельный вход'', пункта 2 статьи 3, подпункта 1 пункта 3 статьи 3, в части слов "учреждениями культуры, физкультурно-спортивными учреждениями", подпунктов 2, 4, 6 и 7 пункта 3 статьи 3 указанного Закона. 000 "Лас - Вегас" и индивидуальный предприниматель Лепоринский С. К. предъявили аналогичные требования, а также требования о признании недействующей статьи 2 этого закона.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что данные правовые нормы противоречат федеральному законодательству, в частности статьям 2 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525.
В обоснование своих требований 000 "Лас - Вегас" и
предприниматель Лепоринский С.К. указывали на то, что
оспариваемые нормы противоречат действующему федеральному
законодательству и существенно нарушают права заявителей,
осуществляющих свою деятельность в сфере игорного бизнеса. По
мнению заявителей, статья 2 оспариваемого Закона,
устанавливающая режим согласования размещения объектов игорного
бизнеса с органами местного самоуправления, противоречит нормам
федерального законодательства, в том числе статье 7 Закона РСФСР
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", запрещающей, в частности, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации принимать
акты и (или) совершать действия, которые ограничивают
самостоятельность хозяйствующих субъектов, содержат
дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, а также запрещающей необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Заявители ссылались и на несоответствие указанной правовой нормы установленным в статье 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" основным принципам осуществления лицензирования, ' заключающимся в обеспечении единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установлении положениями о лицензировании конкретных видов деятельности единого порядка лицензирования, лицензионных требований и условий. Заявители полагали, что подпункты 2, 4, б и 7 пункта 3 статьи 3 указанного Закона необоснованно расширяют исчерпывающий перечень лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, что противоречит статьям 2 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заявители указывали на то, что установление субъектом Российской Федерации требований к площади игорного заведения (пункт 1 статьи 3 оспариваемого Закона) следует рассматривать как нарушение прав собственника помещений, выражающееся в ограничении владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, закрепленных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Левыкина Л.Л., поддержала заявление заместителя прокурора в полном объеме и указала на то, что оспариваемые им правовые нормы противоречат федеральному законодательству. Представители заявителей - 000 "Лас - Вегас" и индивидуального предпринимателя Лепоринского Станислава Константиновича - также поддержали заявленные требования.
Представитель Законодательного Собрания Пермской области Ходорова О. П. и представитель губернатора Пермского края Ялушич В. В. возражали против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своих возражений они ссылались на то, что оспариваемые правовые нормы соответствуют действующему законодательству. Защита прав и свобод человека и гражданина относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне нет специального закона, который устанавливал бы общие правила организации и размещения игорных заведений, следовательно, субъекты РФ вправе решать указанные вопросы путем принятия соответствующих законов.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить частично. Оспариваемые правовые нормы, за исключением статьи 2 данного закона, противоречат федеральному закону, их следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Анализ оспариваемых заявителями правовых норм - пункта 1 статьи 3, в части слов "площадью не менее 100 квадратных метров (казино - не менее 400 квадратных метров), имеющих отдельный вход", пункта 2 статьи 3, подпункта 1 пункта 3 статьи 3 в части слов "учреждениями культуры, физкультурно-спортивными учреждениями", подпункты 2, 4, 6 и 7 пункта 3 статьи 3 Закона Пермского края от 16 марта 2006 года "Об организации игорного
http://galaxy.perm.ru