Alf » 22 апр 2004, 07:38
«RBC daily», 22.04.2004
Игорный бизнес хочет очиститься от подозрений
Для чего готов пойти на добровольные ограничения, однако в обмен он потребует более низких налогов
В середине апреля ряд участников рынка азартных игр создали еще одну профессиональную ассоциацию «Мир игр», одной из целей которой является повышение имиджа игорного бизнеса и преодоление неприятия общества к этому виду деятельности. Повышать имидж планируется через участие в определении государственной политики в этой сфере, а также путем выработки добровольных ограничений. Представитель государства, депутат Государственной думы Игорь Динес утверждает, что готов сотрудничать со всеми организациями, но не верит в то, что игорный бизнес сможет стать в один ряд с другими видами бизнеса, поскольку способ извлечения прибыли в игорном бизнесе основан на эксплуатации порочной страсти к игре. Похоже, что главной целью новой ассоциации станет торговля с государством: мы вам добровольные ограничения, вы нам – низкие налоги.
До недавнего времени в России существовали две наиболее влиятельные ассоциации – Российская ассоциация развития игорного бизнеса (РАРИБ) и Ассоциация деятелей игорного бизнеса. Кроме того, существует масса ассоциаций в регионах. Новая ассоциация намерена заниматься повышением имиджа игорного бизнеса в глазах общества. «В настоящее время игорный бизнес – это довольно развитая сфера предпринимательства, здесь работают 400 тысяч человек, но при этом к бизнесу существует большое количество общественных и социальных претензий, – сказал RBC daily президент ассоциации «Мир игр» Дмитрий Слободкин. – Мировая практика показывает, что игорный бизнес должен быть такой же цивилизованной отраслью экономики, как и все другие. Мы ставим перед собой задачу решения многих проблем бизнеса путем содействия в разработке единой государственной политики по его регулированию – речь идет о системах налогообложения, сертификации, территориального размещения игорных заведений, социальных ограничений. Например, давно пора законодательно закрепить запрет подросткам посещать игорные заведения. В настоящее время такого закона нет, поэтому каждый владелец игорного заведения сам решает этот вопрос. Это не должно быть отдано на откуп доброй воли владельцев игорных заведений».
Улучшением имиджа игорного бизнеса озабочены и в компании «Джекпот». «Проблема улучшения имиджа – одна из важнейших проблем российской игорной индустрии, – сказал RBC daily первый заместитель генерального директора компании «Джекпот» Борис Спектор. – Игорный бизнес давно «вышел из тени», и в настоящий момент он является важной отраслью российской экономики. Однако рынок неоднороден, и существует много компаний, использующих нецивилизованные методы работы. Тень негатива от деятельности таких компаний ложится на весь бизнес в целом».
Правда, депутат Госдумы Игорь Динес, курирующий вопросы игорного бизнеса, сказал RBC daily, что считает потуги участников игорного бизнеса «отмыть» свое имя бесперспективными. «Подобные инициативы обречены на неудачу вследствие самого способа извлечения прибыли в этом виде бизнеса, который базируется на эксплуатации порочной страсти населения к азартным играм, – сказал он. – Этот бизнес должен знать свое место». Бизнес, впрочем, судя по намерениям новой ассоциации, места не знает. «За существующими Ассоциациями реально – несколько десятков компаний-участников рынка, притом что у нас выданы более 7 тысяч лицензий, – говорит Дмитрий Слободкин. – Ассоциации, которая бы выражала интересы большинства участников рынка, у нас нет. В том числе и в силу этого государство не слышит голоса бизнеса». Игорь Динес с этим тезисом не согласен. «Я сам вхожу в состав совета одной из наиболее авторитетных ассоциаций – РАРИБ, – говорит он. – Однако как депутат я веду диалог со всеми, в том числе и с региональными ассоциациями. РАРИБ же активно сотрудничает с государством в рамках специального комитета при Торгово-промышленной палате».
Учитывая объективные обстоятельства, а также туманность намерений новой ассоциации, можно сделать вывод о кризисе лоббизма в игорном бизнесе. Отчасти это подтверждается недовольством участников рынка деятельностью Ассоциации деятелей игорного бизнеса, президент которой, по словам одного из участников рынка, «уехал в Египет, открыл там бизнес и делами ассоциации не занимается». «Мы не можем донести свою позицию до государства, – говорит участник рынка. – Можно вести речь о кризисе в сфере трансляции пожеланий этого рынка на государственный уровень». Действительно, в пользу этой версии говорит намерение Госдумы принять закон, серьезно осложняющий правила игры на рынке. Напомним, что новый законопроект ставит своей целью жесткий контроль над деятельностью компаний, занимающихся игорным бизнесом (в частности, они должны располагаться вдали от школ и т.д.), и ограничение числа участников рынка за счет нового порядка лицензирования. Этот тезис активно не нравится участникам рынка, которые приводят в пример другие страны, например Испанию, в которой зарегистрированы 220 тысяч игровых автоматов против 117 тысяч в России при гораздо большем населении. Кроме того, закон запретит осуществление игорной деятельности частным предпринимателям, а это означает для игорного бизнеса серьезный рост налогов. Не секрет, что сэкономить на налогах можно, оформив все автоматы на частных предпринимателей, которые платят лишь подоходный налог. «Игорный бизнес никогда не был сильным лоббистом, – говорит Игорь Динес. – Участники этого рынка проявляют определенную активность, но решающая роль принадлежит субъектам федерации».
Неудивительно, что президент новой ассоциации «Мир игр» ставит своей целью влияние на государственную политику. «Мы уже приступили к разработке предложений для подготовки законопроекта по регулированию азартных игр, – говорит он. – Его отсутствие приводит к возникновению массы проблем, включая конфликтные ситуации между игорными заведениями и их клиентами, например, по получению выигрыша. Мы считаем, что регулирование должно производиться комплексно, на уровне государственной политики, а не фискальными мерами». В этом высказывании, собственно, и кроется лукавство участников рынка, которые говорят о том, что их надо всеми способами ограничивать и регулировать. Выходит, что, по крайней мере, крупные игроки готовы пойти на некоторые ограничения добровольно (вроде запрета на игру подростков) в обмен на то, что государство не будет ограничивать количество игорных заведений и поднимать налоги.