Игра по понятиям
В нее настойчиво предлагают сыграть Государственной Думе
НАША газета уже писала об одном из весьма спорных законопроектов, появившихся еще в прошлой Думе, - законопроекте об игорном бизнесе (впоследствии переименованном в закон о деятельности игорных заведений). Казалось бы, такой закон действительно был бы очень нужен: отрасль азарта в стране развивается быстрыми темпами, а сопутствующие этому проблемы, в том числе и социального характера, не решаются. Но при анализе законопроекта стало понятно, что едва ли он поможет все эти проблемы решить.
Упущенные возможности
От закона ожидали, что он не только поможет заполнить "белые пятна" в нормативно-правовом регулировании этой сферы, но и реально защитит потребителя продукта игорных заведений. Ведь в нашей стране до сих пор нет единых правил проведения игр - каждое заведение может утвердить свои правила любой игры, хоть в наперстки. А ведь абсолютно ясно, что выигрывает тот, кто устанавливает правила.
В прессе не раз писали и о другого рода проблемах - выплаты выигрышей. И эти вопросы также не урегулированы законодательно. Наконец, целые волны общественного недовольства вызывают вовлечение в игру несовершеннолетних, размещение игорных заведений везде, где угодно, даже в непосредственной близости от школ или медицинских учреждений.
Нужно отметить, что за рубежом существует обширный опыт решения всех этих проблем. В частности, во многих странах законодательно стимулируется выведение игорных заведений за пределы городов, а в Швейцарии действует норма, согласно которой в каждом игорном заведении присутствует врач, который следит за тем, чтобы играли только психически здоровые люди. Увы, все эти возможности так и не были использованы теми, кто инициировал подготовку проекта.
Зато в их поле зрения попали вопросы уже законодательно урегулированные, прежде всего - вопросы лицензирования предприятий отрасли. В законопроекте предлагалось для игорного бизнеса ввести свой, отличный от общих принципов, порядок лицензирования. Соответственно, к примеру, изменить порядок и размеры платы за получение лицензий. Например, устанавливалось, что предприятия этой сферы должны платить за это от 1 до 30 миллионов рублей. Но ведь существует Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", регулирующий вопросы лицензирования множества видов деятельности. Этот закон принимался по инициативе минэкономразвития, а его глава Герман Греф не раз обращал внимание, что этот акт позволяет сделать лицензионные механизмы универсальными и прозрачными. Этот акт никто не отменял - а в нем, кроме прочих, предусмотрено и лицензирование игорной деятельности. На это обратило внимание разработчиков проекта правительство РФ в своем отзыве на проект, направленный в Думу в конце 2003 года, где говорится, что проект противоречит действующему закону. Это было понятно и участникам рынка, выразившим, наряду с минэкономразвития, недоумение по поводу необходимости выведения игорного бизнеса из-под действия закона о лицензировании. Вот что говорится по этому поводу в отзыве минэкономразвития: в целях сохранения единого порядка лицензирования минэкономразвития считает нецелесообразным применение к данному виду деятельности особого порядка лицензирования. Об этом же говорится и в отзыве правительства. Для чего было выводить лицензирование игорного бизнеса из-под действия общего закона? Участники рынка считают, что цель здесь была одна: этот маневр позволяет задать собственные, выгодные тем или иным силам, правила игры и использовать новый закон в своих интересах.
Не меньше вопросов вызвал проект и у президента России, направившего свой отзыв на проект в Думу в октябре 2003 года. Он также указал на несоответствие норм проекта положениям закона о лицензировании. Наиболее существенное замечание касается процедурных вопросов. "Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту, - говорится в отзыве, - его принятие не потребует дополнительных средств из федерального бюджета. При этом не учитывается то обстоятельство, что работы, проводимые по обязательному лицензированию и сертификации на уровне РФ, оплачиваются в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете". Таким образом, по сути финансового обоснования авторы проекта не дали.
На тот же момент обращено внимание и в уже цитировавшемся выше заключении правительства. Здесь отмечают, что реализация предложенной в проекте работы по организации лицензирования игорной деятельности потребует расходов из федерального бюджета. При этом откуда брать эти деньги, в проекте не говорится, что противоречит и положениям Бюджетного кодекса. К тому же согласно ч. 3 статьи 104 Конституции законопроекты, требующие финансовых затрат, могут вноситься только при наличии заключения правительства. Согласно регламенту Государственной Думы, законопроекты, требующие затрат из госбюджета и не имеющие указаний на источники финансирования, не могут быть рассмотрены и подлежат возвращению разработчикам. Однако этого, несмотря на позицию президента и правительства, так и не произошло, и проект продолжил свое существование в прежнем виде. Более того, проект закона практически тут же - в октябре 2003 года - был вынесен на второе чтение. 16 октября в Думу приходит письмо из Главного государственного правового управления президента РФ, в котором подчеркивается: в проекте, подготовленном для второго чтения, не учтены замечания президента РФ, изложенные в предыдущем письме. В частности, законопроект нужно приводить в соответствие с нормами закона о лицензировании. В связи с этим предлагается снять проект с рассмотрения Государственной Думой. Несмотря на все это, проект выносится на второе чтение буквально на следующий день после получения этого письма, 17 октября, и усилиями СПС, аграриев и коммунистов принимается.