Извините, что повторяю информацию, которая уже была размещена в новостях сайта РАРИБ, но она настолько знаковая и информативная, что я решил рискнуть...
Часть 1
Ведомости
27.10.2004
Интервью: Сергей Кузьмин, президент холдинга Ritzio, оператора сети игровых залов “Вулкан” “В России масса объектов для поглощения”
Николай Дицман
Ведомости
Физик-ядерщик, выпускник Чикагской бизнес-школы Сергей Кузьмин руководит бизнесом с не самой однозначной репутацией — сетью игровых автоматов. Первые игровые залы “Вулкан” появились в России еще в 1992 г., но новая жизнь у сети началась в 2002 г., когда ее владельцем стал кипрский офшор Ritzio Entertainment Group (на рынке уверены, что за ним стоит экс-владелец OlBi Diplomat и бывший акционер “Евразхолдинга” Олег Бойко). По словам Кузьмина, новый владелец уже инвестировал в развитие “Вулкана” более $100 млн. И это только начало: “восприятие игорного бизнеса меняется”, утверждает президент Ritzio и рассчитывает, что к 2009 г. оборот компании достигнет $1 млрд, — тогда можно будет провести размещение акций на Лондонской или Нью-Йоркской фондовой бирже.
— Когда появилась сеть “Вулкан”?
— В 1992 г. Другое дело, что холдинг Ritzio начал формироваться только в 2002 г. Между этими событиями с сетью практически ничего не происходило, шло вяло текущее развитие рынка игрового бизнеса. Компания развивалась за счет внутреннего ресурса — в Америке это называют семейным бизнесом. В 2002 г. это была маленькая компания, которая имела меньше 1000 автоматов примерно в 40 залах. Даже брэнда не было, было только название.
Два года назад рынок дозрел до того, что на нем стало возможно создать крупную профессиональную компанию. Тогда “Вулкан” выкупили люди, которые понимали, что такое крупная компания и что такое профессиональная команда. С этого момента мы говорим о холдинге Ritzio.
— Вы можете открыть имена прежних владельцев “Вулкана”?
— Нет. Была куплена серия мелких компаний, они были сведены в один холдинг, на него была поставлена команда управленцев.
— Почему ваши акционеры решили заняться игорным бизнесом именно в 2002 г.?
— Для прихода на рынок крупного капитала и профессиональных управленческих команд нужен определенный уровень зрелости рынка: во-первых, понятные правила игры, во-вторых, достаточный объем. Мы принципиально не занимаемся бизнесами, которые не имеют потенциала выйти на объем продаж выше $100 млн. На развитом рынке могут оперировать две-три сильные компании, отсюда получается, что его минимальный объем — $500 млн.
— Кому принадлежит Ritzio Entertainment? На рынке компанию связывают с экс-владельцем OlBi Diplomat Олегом Бойко.
— Основными владельцами являются кипрская компания Wolff Investment Limited, которой принадлежат 60% акций, американский инвестиционный фонд Lambert, у которого 15%, 15% принадлежат менеджменту холдинга, еще 10% — физическим лицам — гражданам США, близким к Lambert. Учитывая общий имидж России плюс имидж игрового бизнеса, у меня нет полномочий раскрывать имена частных инвесторов — бенефициаров Wolff Investment Limited, в число которых входят не только российские, но и иностранные граждане. Связь холдинга с г-ном Бойко также имеется.
— Как выглядел рынок в 2002 г.?
— На рынке уже были “Джекпот” и “Суперслотс”. Мы решили, что брэнд “Вулкан” ориентирован на людей со средним доходом, постоянно проживающих в районе зала или казино. Если “Джекпот” больше ориентирован на людей, проходящих около метро, “Суперслотс” — на приехавших в специальное место развлечься, то “Вулкан” сразу же сделал ставку на людей, которые хотят развлечься по дороге с работы домой. А дальше все довольно просто: мы стараемся ставить качественные автоматы, обеспечивать достойный уровень сервиса, вносить идеологию большой компании, чтобы все работало как в “Макдоналдсе”. На самом деле сейчас конкуренция не так уж велика: все потребители по большому счету ходят во все сети. Игрок может проиграть в “Вулкане”, а завтра пойти в “Джекпот” в надежде, что ему повезет. И все три компании скажут, что они позиционируются в премиум-сегменте. Потому что в Москве, не говоря уж о России, полно залов, где стены голые, вывеска слабая, оператор невоспитанный и т. д.
— Сколько новые акционеры инвестировали в развитие сети?
— Более $100 млн. Это только собственные средства акционеров и фонда, не считая кредитов и займов.