Я прошу извинения у Гора, что нагло спер с его форума эту статью, но она показалась мне очень грамотной, знаковой и способной стать предметом для дискуссии. Ну, а если кому это неинтересно, значит времена и нравы такие...
ЭВОЛЮЦИЯ И ЕДИНСТВО (газета Ставропольский бизнес)
ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИГРА - ДЕНЬГИ - ИГРА. ЭТО ВЕЧНЫЙ ПРИНЦИП, СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - ДВИГАТЕЛЬ И ВЕЛИКИЙ МОТИВАТОР МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ ПОЛУЧАЛИ ИЗРЯДНУЮ ДОЛЮ АДРЕНАЛИНА, ПЫТАЯСЬ ЗАРАБОТАТЬ НА АЗАРТНЫХ ИГРАХ, ДЕЛАЛИ СТАВКИ, ЗАКЛЮЧАЛИ ПАРИ.
ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В РЫЦАРСКИЕ ТУРНИРЫ, А СОВРЕМЕННЫЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ЛИГИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЧЕМ ИНЫМ, КАК ПРОДОЛЖЕНИЕМ ТРАДИЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ БАТАЛИЙ.
ЧТО ЖЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ДАННЫЕ ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ?
КОНЕЧНО, ЭТО МАССОВОСТЬ И ЧЕТКО ПРОПИСАННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ, ЕДИНСТВО ИНТЕРЕСОВ КОМАНДЫ, НАЦЕЛЕННОЙ НА УСПЕХ.
Применимо к современной российской ситуации в игорном бизнесе можно смело говорить о достаточной степени распространенности различных видов азартных развлечений, а вот в области правового регулирования и выработки единых концептуальных основ развития отрасли до сих пор остается много спорных моментов. В общественном сознании сложилось мнение, почти однозначно причисляющее игорную сферу к разряду полукриминальных предприятий. А где же презумпция невиновности, ведь у каждой медали есть две стороны.
Игорный бизнес дает солидные поступления в бюджеты, создает новые рабочие места, формирует современную инфраструктуру развлечений. Налицо ситуация, когда существует несколько точек зрения на моральную, нравственную, финансовую и правовую стороны вопроса. В данной статье внимание будет заострено на игровых автоматах как наиболее динамично развивающемся виде массовых развлечений.
Российский игорный бизнес возник 15 лет назад, на сегодняшний день в нем занято порядка четырехсот тысяч человек. Динамика роста отрасли весьма впечатляет, и это несмотря на полное отсутствие государственных инвестиций в отрасль. В тоже время до сих пор не удалось выработать эффективной системы госконтроля. Напротив, представители властных структур в известной мере скептически высказываются по проблемам отрасли, в результате чего сложился "серый" имидж бизнесменов игорной сферы. Согласитесь, важно не только выявить и указать на причину болезни, но и всемерно способствовать ее излечению. Политика взаимных претензий никогда не приведет к успеху. Необходимо понимать, что только на основе конструктивного диалога и соблюдения интересов всех сторон можно решить ряд насущных проблем, в том числе и игорного бизнеса.
В целом, очевидно, что игорная сфера в России далеко не исчерпала ресурсов развития, и по мере ее роста социальный аспект отрасли все более будет приобретать значимость. Значит, должна повыситься и социальная ответственность как у операторов игорного бизнеса, так и у контролирующих органов. Станет ли возможна реализация популярных сегодня принципов социального партнерства в области азартных развлечений, покажет будущее, однако общая направленность каких бы то ни было реформ и начинаний однозначно должна носить социальную окраску. По сути ведь индустрия игр создана, чтобы обслуживать азартные интересы граждан, стремящихся таким способом поправить материальное благосостояние.
Уже отмечалось: страсть к игре исторически обусловлена и эволюционирует вместе с развитием общества. В то же время людей никто не заставляет играть, каждый делает выбор самостоятельно! А разобраться в перспективах развития игорной сферы, учитывая социальные требования, можно лишь последовательно изучив ряд ее актуальных проблем, и выводом должно стать создание действенной и логичной системы регулирования отрасли.
Генеральная контролирующая функция остается в осуществлении государством фискальных функций, процедуре лицензирования и сертификации игорного оборудования. Оптимизация налоговых поступлений в казну от игорного бизнеса - одна из самых важных проблем, стоящих не только перед контролирующими органами, но и перед самими бизнесменами. Сегодня налоговые поступления от игорного бизнеса идут исключительно в казну субъектов федерации, а местные власти вправе на основе существующей нормативно-правовой базы достаточно широко варьировать размеры налоговых ставок, лицензионных сборов. Практика показывает, что повышение последних в различных регионах, как правило, приводит лишь к снижению объемов поступлений и, соответственно, укрытию от государства потенциальных бюджетных средств. Чаще всего предприниматели, используя преимущество мобильности игорной отрасли, просто переводят свой бизнес в регионы с более благоприятными условиями работы. Цифры говорят сами за себя. Если в 2000 году общая сумма поступлений от предприятий игорной сферы составляла 500 миллионов рублей, то в 2003 году эта цифра достигла 4,8 миллиарда рублей.
Острым моментом в работе остается лицензирование деятельности. Предприятия, работающие в сфере организации и проведения игр, вынуждены обращаться за лицензией в один государственный орган, надзор же осуществляется совсем другим учреждением. Интересно, что сами проверяющие, по мнению участников рынка, зачастую не обладают необходимой компетенцией для осуществления контрольных операций. Естественно, что данная ситуация не может способствовать повышению надежности, стабильности в работе и, главное, прозрачности игорного бизнеса. Долгожданные федеральные законодательные инициативы, в частности "О деятельности игорных заведений", также вызывают со стороны представителей игорной сферы неоднозначную оценку. Согласно проекту резкое повышение лицензионных сборов может привести либо к монополизации рынка крупными столичными компаниями, либо к уходу в подполье, или ликвидации основной массы участников рынка.
Другой вопрос - преодоление внутрикорпоративной разобщенности самих бизнесменов. На сегодняшний день рынок поделен между крупными, в основном, столичными игорными структурами [контролируют до 30% рынка] и региональным игорным бизнесом. Причем региональный уровень могут представлять как вполне развитые сетевые организации, так и владельцы одиночных игорных заведений или автоматов. [Кстати, к вопросу поддержки отечественного товаропроизводителя, можно смело отнести производство вполне конкурентоспособного отечественного игорного оборудования, это доказывает спрос.] Совмещение в рамках единой платформы интересов крупнейших представителей игорной сферы, естественно, стремящихся к монополизации рынка, и собственников более мелкого масштаба - вопрос насущный и весьма непростой. Нередко можно наблюдать ситуацию, когда одни недобросовестные участники рынка дискредитируют в глазах общественности своих коллег и всю отрасль в целом. Нарушения действительно имеют место, на изъянах существующего законодательства имеют возможность сыграть многие. К наиболее распространенным нарушениям относится отсутствие регистрации игорных залов и единиц игорного оборудования, налоговые и сертификационные споры, неквалифицированный обслуживающий персонал, отсутствие четкой системы целесообразного территориального размещения игорных объектов. Тем не менее сами представители игорной сферы считают поле для конкурентной борьбы еще очень широким - за исключением крупных городов провинция не может похвастать широкой сетью современных предприятий игорного бизнеса.
Итак, каким же образом можно использовать накопленный практический опыт работы для создания эффективного инструмента регулирования игорного бизнеса?
Немаловажно, что предложения по данному вопросу поступают не только из госструктур. В среде самих участников игорной индустрии формулируются предложения для развития бизнеса, основанные на многолетнем опыте и с учетом специфики отрасли. Относительно молодой отечественный игорный бизнес эволюционирует подобно западным коллегам. Уже созданы независимые саморегулирующиеся профессиональные организации. Так, региональными ассоциациями некоммерческого партнерства предприятий игорной сферы была создана общероссийская ассоциация "Мир игр", основной целью которой задекларировано стремление к созданию цивилизованных основ ведения игорного бизнеса и проведению единой государственной политики в отрасли. На Всероссийской конференции представителей игорного бизнеса было предложено разработать совместно с заинтересованными государственными органами, экспертами, представителями общественности Концепцию развития сферы организации и проведения игр в Российской Федерации, а на ее базе проект закона "Об организации и проведении игр и пари в Российской Федерации".
Ассоциация "Мир игр" уже инициирует рассмотрение вопроса об образовании специального межведомственного вертикально интегрированного органа, наделенного функциями "единого регулятора" в сфере организации и проведения игр и пари. По словам Дмитрия Слободкина, передача функций лицензирования и надзора единому государственному органу позволит упорядочить и одновременно упростить государственное регулирование отрасли, придаст импульс ее развитию, позволит увеличить вклад в бюджет. Получается, что бизнесмены не менее, чем само государство, заинтересованы в построении четкой системы контроля [и в том числе самоконтроля за участниками рынка] и эффективном регулировании, а также легализации отрасли, устранении нецивилизованных форм конкуренции.