Guzel » 24 ноя 2014, 18:50
Законопроект № 578287-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях"
(в части введения ограничений к распространению электронных лотерейных билетов и размещению лотерейных терминалов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях»
Деятельность по организации лотерей с использованием лотерейных терминалов и игорный бизнес (игровые автоматы) в настоящее время мало чем отличаются друг от друга.
Использование лотерейных терминалов в настоящее время ничем не отличается от использования игровых автоматов. Используется тот же самый метод вовлечения в игру, но только организатором таких игр будет уже не частная организация, а государство.
Для игрока важен процесс игры, аналогичный игре на игровых автоматах – то есть когда крутятся барабаны, двигаются фигурки, надо нажимать на кнопки – в результате чего создается иллюзия того, что игрок и сама Фортуна определяют выигрыш.
В игровых автоматах данная схема была реализована посредством генератора случайных чисел, настроенного определенным образом. То есть размер выигрыша определялся случайным образом, но в определенных пределах.
В то же время лотерейный терминал также может в своей основе иметь генератор случайных чисел, что прямо предусмотрено Федеральным законом «О лотереях». Однако он будет определять не размер выигрыша, а выигрышную лотерейную комбинацию. Однако для самого игрока ситуация кардинально не меняется – барабаны так же крутятся, сам процесс игры все тот же. Таким образом, суть терминалов свелась к тому же игорному бизнесу.
Использование лотерейных терминалов для проведения лотерей в той форме, в которой это реализовано сейчас, ставит крест на всех попытках исключить общественную опасность, которую несет игорный бизнес.
Попытки вывести лотерейный бизнес под крыло государства также нельзя считать действенной мерой, поскольку лицами, непосредственно проводящими лотерею, размещающими терминалы и проч. являются обычные юридические лица. Учитывая то, что минимальный срок проведения лотереи в настоящее время установлен в 15 лет, новый игровой бизнес оказался защищенным со всех сторон.
При этом действующая редакция Федерального закона «О лотереях» предусматривает весьма скромный перечень объектов, где запрещено распространение электронных лотерейных билетов, размещение лотерейных терминалов. Учитывая механизм игры, можно с высокой долей вероятности утверждать, что лотерейные терминалы станут заменой игровых автоматов типа «СТОЛБИК», которые до 2006 года стояли в каждом магазине и на которых (из-за скромной минимальной «ставки» в 5 рублей) люди тратили свои зарплаты.
Ввиду изложенного, действующая редакция Федерального закона «О лотереях» фактически вернула ситуацию с игровыми терминалами на уровень, существовавший до установления ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести ограничения к распространению электронных лотерейных билетов и размещению лотерейных терминалов, установленных для букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок в части 2 статьи 15 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», за некоторыми исключениями с учетом специфики лотерейного бизнеса.
Несмотря на то, что в действующей редакции все-таки есть некоторые ограничения по размещению лотерейных терминалов и распространению лотерейных билетов, действующее законодательство не предусматривает ответственности за нарушение данных требований.
Законопроектом предлагается ввести соответствующую ответственность, дополнив статью 14.27 новой частью. Предлагается установить ответственность за нарушение требований и ограничений к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов и размещения лотерейных терминалов.
Наказание представляется актуальным и оправданным, учитывая общественную опасность размещения терминалов, мало чем отличающихся от игровых автоматов.
При этом, учитывая взаимосвязь между лицами, которые устанавливают терминалы, и лицами, предоставляющими помещения под терминалы, а также сложившуюся за время игорного бизнеса практику, когда владельца игрового автомата было невозможно установить, видится целесообразным установление административной ответственности также для лиц, которые вопреки требованиям закона предоставили для распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, размещения терминалов помещения, в которых такое размещение запрещено.
Срок проведения лотереи на настоящий момент составляет пятнадцать лет. На практике это означает, что «игроки» в данной отрасли отбираются надолго. Учитывая отсутствие требований об обязательном прекращении договора с оператором лотереи в случае допущения им нарушений, кроме как связанных с целевыми отчислениями, у операторов лотерей сейчас развязаны руки в вопросах возможных злоупотреблений. Это означает фактическое возвращение игорного бизнеса.
Несмотря на то, что в целом в Федеральном законе «О лотереях» реализована актуальная контрактная система в сфере закупок, она предоставляет слишком широкое усмотрение сторонам, что согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» является коррупциогенным фактором. Так, схема исключает обязательность принятия организатором лотереи решения об одностороннем отказе от исполнения обязательства.
Законопроектом предлагается ввести эту норму. Это нормальная практика, предусмотренная действующим законодательством о контрактной системе (см., например, часть 15 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
В противном случае даже если за 15 лет оператор лотереи допустит множественные нарушения, организатор лотереи не будет обязан расторгать с ним договор, что противоречит установленной законодательством контрактной системе.
Более того, действующая редакция Федерального закона «О лотереях», устанавливая с одной стороны требования к участнику конкурса, с другой стороны не включает несоответствие данным требованиям в перечень условий, являющихся основанием для исключения участника из участия в конкурсе. Законопроект восполняет данный пробел Федерального закона «О лотереях».
Законопроектом предлагается установить дополнительное требование к участникам лотереи – отсутствие фактов привлечения к ответственности за нарушение законодательства о лотереях. Это подстегнуло бы операторов лотереи следить за выполнением требований закона. На настоящий момент совершение административного преступления в данной сфере не является основанием ни для прекращения договора, ни для отказа в доступе к участию в конкурсе. Представляется, что подобная мера станет некоей аналогией «реестра недобросовестных поставщиков» и позволит укрепить законность в сфере лотерей.
Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» установлено, что участником лотереи может быть лицо, достигшее возраста восемнадцати лет. Вместе с тем, фактический контроль над доступом несовершеннолетних лиц к участию в лотереях с использованием лотерейных терминалов невозможен. На практике перед игрой лицу предлагается честно ответить на вопрос, достигло ли оно восемнадцатилетнего возраста. Однако данный метод никоим образом не исключает возможность участия несовершеннолетних в быстрых играх на деньги и дальнейшего приобщения их азартным играм.
Ввиду изложенного законопроектом предлагается установить обязанность по принятию мер, исключающих возможность участия несовершеннолетнего в лотерее. Учитывая ранний опыт игорного бизнеса, который в целом справился с данной задачей (за исключением мелких полулегальных заведений), считаем эту норму оправданной и полностью выполнимой.
Соответственно, предлагается установить административную ответственность за реализацию лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов несовершеннолетним. Комплекс мер, которые будет принимать распространитель лотереи в целях недопущения участия несовершеннолетних – остается на его усмотрение.