А существует ли вообще какой-либо законно установленный государственный надзор и организованный общественный контроль над организацией и проведением государственных лотерей по соблюдению ими Закона о лотереях и не нарушению Закона о госрегулировании азартных игр?
Как говорится, дьявол кроется в деталях. Если проводить параллели с негосударственными всероссийскими лотереями, то в частном секторе функции и обязанности госконтроля и госнадзора за ними осуществляет ФНС России самостоятельно на стадии их организации при выдаче разрешений и в лице своих территориальных налоговых инспекций на этапе их проведения (ст. 21 Закона о лотереях, Письмо Минфина России и ФНС России от 19.11.2009 г. № ШС-22-2/876@ и Административный регламен ФНС по госнадзору за всероссийскими лотереями и целевым использованием выручки от их проведения). С государственными же лотереями, оказывается, все не так очевидно.
Согласно п. 4 Правил подготовки и представления документов для получения разрешения на проведение всероссийских государственных лотерей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 г. № 338, федеральное агентство, претендующее на проведение гослотереи в качестве организатора, должно представить в министерство, в подведомственности которого оно находится, проект условий.
В свою очередь, министерство должно вынести решение о проведении всероссийской государственной лотереи и направить его с приложением уже готового проекта условий лотереи Минфину России, Минэкономразвитию России, МВД России и ФАС России на согласование, вынесение заключения о целесообразности или нецелесообразности ее проведения, и визирование этого решения указанными министерствами (п.п. 4 и 5 Правил).
Вероятно на этой стадии и должна происходить правовая экспертиза условий проведения гослотереи на соответствие Закону о лотереях, а также их анализ на несмешение с азартными играми проверямой концепции лотереи.
Очевидно, что такое заключение должен давать главный федеральный лотерейный методолог – Минфин России в силу своих прямой специализации и полномочий по выработке государственной политики в сфере организации и проведения лотерей.
Затем согласованное с министерствами и завизированное ими решение о проведении гослотереи должно быть внесено в Правительство РФ, которое после вышеуказанной процедуры издает соответствующее распоряжение о проведения всероссийской государственной лотереи (п. 6 Правил).
Если же мы обратимся к пресс-релизам Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) об организации Всероссийских государственных лотерей «Победа», то хронология их организационных мероприятий явно не соответствует вышеприведенному регламенту.
Так 10.06.2010 г. было выпущено Распоряжение Правительства № 964-р о проведении в обычном режиме 4-х бестиражных и 12-ти тиражных всероссийских государственных лотерей «Победа» и предоставлении права выступить их организатором Спецстрою России.
Однако прием заявок на участие в конкурсе на разработку условий этих лотерей начался только 11.11.2010 г., в результате которого лишь 13.12.2010 г. был назван его победитель – ООО «Темпы роста» (ныне - ООО «Государственные лотереи «Победа») с предложением за 1 рубль и 14 дней разработать все условия этих лотерей.
Напрашивается логичный вопрос: какие же тогда проекты условий гослотерей «Победа» предоставлялись Минобороной России на согласование другим министерствам и российскому правительству, если к моменту вынесения распоряжения об их проведении открытый конкурс о выборе разработчика этих условий даже не начинался? Не говоря уже о качестве и профессионализме при их последующей разработке по цене одного коробка спичек и с цейтнотом по времени менее одного дня на одни условия.
Таким образом, ответы на вопросы о соблюдении законности при организации всероссийских государственных лотерей далеко не прозрачны, когда по сути «госконтролер» при разработке условий лотереи уже после решения Правительства РФ о ее проведении и ее организатор в лице министерства или федерального ведомства совпадают в одном лице.
С федеральным государственным надзором за проведением государственных лотерей ситуация еще более запутанная, но уже на нормативном уровне. Пунктами 3 и 5 Положения о государственном надзоре за проведением всероссийских лотерей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.09.2012 г. № 913 на ФНС России казалось бы были возложены обязанности по надзору за проведением гослотерей.
Согласно п. 6 Положения ее функции по госнадзору должны отражаться в соответствующем регламенте от Минфина России. Однако утвержденным им позднее Административным регламентом исполнения ФНС России госфункции по осуществлению госнадзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за использованием выручки от их проведения (Приказ Минфина России от 11.01.2013 г. № 14н) продекларированные полномочия федеральных налоговиков по надзору за гослотереями были полностью дезавуированы.
В соответствии с п. 4 этого Регламента предметом госнадзора стали только всероссийские негосударственные лотереи и их организаторы-юридические лица. Да и как ФНС России, к примеру, являясь подведомственным структурным подразделением Минфина России, могла надзирать за ним по проведению гослотерей в поддержку Зимних Олимпийских игр в г. Сочи 2014 г., в которых финансовое министерство является организатором, остается непонятным. Вернее, абсолютно ясно, что никак и не могла.
Что касается существования некого общественного контроля и утверждения оператором гослотерей «Победа» в ответ на действия Прокуратуры Санкт-Петербурга о постоянных консультациях с общественностью по вопросам реализации гослотерейных продуктов и гарантиях их надежности для участников лотерей, то, мягко говоря, это также не совсем соответствует действительности.
До настоящего момента, т.е. по прошествии более 2-х лет с 17.05.2011 г., когда был объявлен оператор гослотерей «Победа», не опубликован в открытых источниках и не размещен в правовых базах приказ Спецстроя об утверждении условий проведения этих лотерей с приложением полных юридических текстов их условий (по предположениям, это Приказ Спецстроя России от 20.06.2011 г. № 232).
Только неоднократные обращения непосредственно в Спецстрой России в сентябре 2012 г. наконец-то заставили организатора опубликовать полные условия проведения 2-х бестиражных лотерей – «ВГБЛ-10 «Победа» и «ВГБЛ-11 «Победа». Однако ни текст самого приказа Спецстроя, ни полные тексты условий реализуемых уже других, тиражных гослотерей «Победа» («ВГТЛ-1 «Победа», проводимой под наименованием «Русское лото», «ВГТЛ-2 «Победа», проводимой под наименованием «Топ-3» и «ВГТЛ-4 «Победа», проводимой под наименованием «Государственная жилищная лотерея») до сих пор не обнародованы.
На официальном сайте этих государственных лотерей
http://www.pobeda-lottery.ru размещены лишь их краткие описания и правила игр в вольной интерпретации. Поэтому, каким образом участник, считающий, к примеру, что его права и законные интересы нарушены не соответствующими законодательству условиями гослотереи, может обратиться в Верховный Суд РФ о признании приказа их утвердившего полностью или в части недействующим, если у него нет никакого доступа ни к полным юридическим условиям проведения, ни к самому приказу, поныне непонятно.
MaxBet-легальный формат привычного бизнеса. Лотереи вне закона. (495)502-30-34 http://www.ikskom.ru