tandem » 20 июн 2006, 10:36
31-Г06-2
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Соловьёва В.Н. и Маслова A.M.
рассмотрела в судебном заседании от 24 мая 2006 года дело по кассационным жалобам Науменко Б.И., ООО «Юта», ООО «Тамаши» на решение Верховного суда Чувашской Республики от 16 декабря 2005 года, которым отказано в удовлетворении их заявлений о признании недействующими статьи 1, некоторых положений подпункта 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 10.10.2005 года № 33 «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Науменко Б.И., представителей ООО «Юта» Калмыкова Д.А., Аксакова Р.И. и Литвинова И.О., представителя ООО «Тамаши» Маркизова С.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против жалоб представителей Госсовета и администрации Президента Чувашской Республики Кудашкиной Т.Р. и Рыжова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общества с ограниченной ответственностью «Юта», «Тамаши», предприниматель Науменко Б.И., имеющие лицензии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, обратились в суд с заявлениями о признании недействующими статьи 1; подпункта 1 пункта 1 статьи 2 в части запрещения размещения объектов игорного бизнеса в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики №33 от 10 октября 2005 года «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике».
В обоснование своих требований указали, что установление статьёй 1 оспариваемого закона обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей согласовывать размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики противоречит федеральному законодательству, регулирующему деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере игорного бизнеса, а именно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года № 128-ФЗ, главе 29 части второй Налогового кодекса РФ, Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года, которые такой обязанности для организаторов игорных заведений не предусматривают.
Статья 2 Закона республики устанавливает требования к размещению объектов игорного бизнеса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи объекты игорного бизнеса запрещено размещать в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, a также ближе 500 метров от указанных учреждений. В подпункте 2 пункта 1 статьи 2 Закона республики, объекты игорного бизнеса запрещается размещать в зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики. Однако Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений таких ограничений в размещении объектов игорного бизнеса не содержит.
Полагали, что основным принципом осуществления лицензирования, в силу статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является обеспечение единого экономического пространства на территории Российской Федерации, который, по их мнению нарушен оспариваемым законом. В соответствии со ст.5 этого же Закона требования к лицензионным видам деятельности, каковой является организация и содержание игорных заведений, могут устанавливаться только федеральным законодательством.
Ссылались на то, что в соответствии со статьей 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов, указывая на то, что оспариваемые нормы Закона республики ограничивают их права, создавая необоснованные ограничения в сфере игорного бизнеса.
Решением суда от 16 декабря 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах заявители просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми заявителями положениями подпунктов 1 и 2 статьи 2 закона установлены требования к размещению объектов игорного бизнеса, в соответствии с которыми объекты игорного бизнеса запрещается размещать в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений, в зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.
Отказывая заявителям в признании приведённых выше норм республиканского закона недействующими, суд исходил из того, что защита прав и свобод человека и гражданина относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что на федеральном уровне нет специального закона, который устанавливал бы общие правила организации и размещения игорных заведений.
Следовательно, по убеждению суда, субъекты Российской Федерации в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Между тем, данный вывод суда нельзя признать правильным.
Суд не учёл, что отсутствие специального федерального закона, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, не означает, что вопросы размещения объектов игорных заведений федеральным законодательством не разрешены.
Так, в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года № 128-ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
см. продолжение