Проверяйте полномочия ВрИО начальника налоговой инспекции
 Â
  Ситуация:
По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налогоплательщик оспорил его в суде.
На судебное заседание от налогового органа прибыл сотрудник инспекции, чья доверенность была подписана исполняющим обязанности руководителя инспекции. Возложение на подписанта обязанностей руководителя было осуществлено приказом руководителя Управления Федеральной налоговой службы.
Налогоплательщик, по образу и подобию одного из наших прошлоосенних советов обратил внимание суда на то, что пришедший в заседаний сотрудник инспекции не вправе представлять интересы налогового органа, поскольку выданную ему доверенность подписало ненадлежащее лицо.
Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2005 N 295 установлено, что назначение на должность руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы. Таким образом руководитель Управления ФНС был не вправе назначать руководителя (или исполняющего обязанности руководителя) налоговой инспекции. Следовательно, в данном случае исполняющий обязанности руководителя инспекции не обладает полномочиями руководителя. А значит, не вправе выдавать доверенности.
Однако, налоговый орган в ответ на это сослался на статью 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Согласно указанной статье по соглашению сторон гражданский служащий (к которым относятся и чиновники ФНС) могут быть назначены на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим (например, начальником инспекции), в том числе более высокой группы должностей. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
Поскольку доверенность была подписана исполняющим обязанности руководителя инспекции в течение первого месяца его работы в новой должности, то оспариваемое решение, по мнению налоговиков, было подписано надлежащим лицом.
  На самом деле:
Налоговые органы не учли специфики статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и закона в целом. Если внимательно прочитать данную статью, то мы увидим, что назначением (или переводом) на должность временно отсутствующего сотрудника должен заниматься представитель нанимателя. Согласно пункту 2 статьи 1 того же Закона представителем нанимателя является (1) руководитель государственного органа, (2) лицо, замещающее государственную должность, либо (3) представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Только эти три категории лиц могут назначать временно исполняющих обязанности. Государственным органом в рассматриваемом случае является ФНС, и руководитель Управления ФНС никак не может считаться руководителем ФНС.
Что касается второй категории лиц, то если посмотреть на список государственных должностей (см. Указ Президента РФ от 11 января 1995 года N 32), то сразу становится понятным, что там и близко быть не может руководителей Управления ФНС (извините, но мелковато-с).
Остается третья категория: представитель руководителя ФНС. Если изучить полномочия Руководителя Управления ФНС по субъекту РФ, изложенные в положении об Управлении, то максимум, что мы увидим: право назначать на должность и освобождать от должности заместителей руководителей нижестоящих налоговых органов и право направлять в ФНС России предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей нижестоящих налоговых органов. То есть в отношении руководителей территориальных инспекций руководитель УФНС не является представителем руководителя ФНС, осуществляющим полномочия нанимателя.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сотрудник инспекции не мог являться процессуальным представителем налоговой инспекции. Он не мог защищать позицию налогового органа. Более того, если бы ему или даже так называемому исполняющему обязанности руководителя пришлось бы подавать апелляционную или кассационную жалобы, то суд будет обязан их вернуть.