СПРАВКА
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Закон об азартных играх) определяются правовые
основы государственного регулирования деятельности по организации и
проведению азартных игр на территории Российской Федерации и
устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях
защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации организация и проведение азартных игр возможны
исключительно на территории специально создаваемых зон.
Согласно части 9 статьи 16 Закона об азартных играх игорные зоны
должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений,
не имеющих предусмотренного Законом об азартных играх разрешения на
осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в
игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением
букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям
указанного Закона.
На основании части 5 статьи 16 Закона об азартных играх со дня
вступления в силу этого Закона выдача новых лицензий на осуществление
деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари
прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с Законом об
азартных играх лицензий на осуществление деятельности по организации и
проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Специальная норма об административной ответственности за
организацию и проведение азартных игр вне специально создаваемых зон
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ) не предусмотрена.
Вместе с тем административные органы передают на рассмотрение
арбитражных судов дела о привлечении лиц, осуществляющих деятельность
по организации и проведению азартных игр вне указанных зон, к
административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1
КоАП РФ.
При анализе практики рассмотрения арбитражными судами этих дел
выявлено несколько подходов.
1. Первый подход исходит из возможности привлечения к
административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1
КоАП РФ, лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению
азартных игр вне специальных зон при отсутствии разрешения.
При этом суды исходят из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона об
азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр в
игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого
органом управления игорной зоны.
В случае, когда административным органом установлен факт
осуществления лицом деятельности по организации и проведению азартных
игр, в том числе вне установленных игорных зон, без специального
разрешения (лицензии), арбитражные суды приходят к выводу о наличии в
действиях лица состава административного правонарушения,
предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Одновременно указывается, что для решения вопроса о возможности
привлечения этих лиц к такой ответственности не имеет значения тот факт,
что соответствующее разрешение на осуществление деятельности по
организации и проведению азартных игр вне установленных зон в принципе
не может быть получено.
2. Ряд судов обращает внимание на то, что состав части 2 статьи 14.1
КоАП РФ охватывает лишь те случаи, когда лицо осуществляет без лицензии
(разрешения) какую-либо деятельность, на которую в принципе может
быть получена лицензия (разрешение).
С учетом того, что деятельность по организации и проведению азартных
игр вне специальных зон прямо запрещена законом, и разрешение (лицензия)
на такую деятельность не может быть получено ни при каких
обстоятельствах, осуществление такой деятельности не охватывается частью
2 статьи 14.1 КоАП РФ.
3. Третья позиция исходит из того, что часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ
устанавливает ответственность за осуществление без лицензии лишь той
деятельности, которая подлежит лицензированию в силу Федерального
закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
Учитывая то обстоятельство, что с 30 июня 2009 года деятельность по
организации и проведению азартных игр в силу указанного выше закона не
относится к числу лицензируемых, у арбитражных судов отсутствуют
основания, позволяющие привлекать лиц, осуществляющих деятельность по
организации и проведению азартных игр вне специальных зон, к
административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1
КоАП РФ.
4. Отдельные суды, признавая невозможность привлечения к
ответственности субъектов предпринимательской деятельности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного частью
2 статьи 14.1 КоАП РФ, привлекают лиц к административной
ответственности, предусмотренной региональными кодексами об
административных правонарушениях (в ряде субъектов Российской
Федерации в период, когда решение вопроса о возможности осуществления
деятельности по организации и проведению азартных игр на территории
конкретного субъекта было отнесено к ведению этого субъекта,
устанавливался запрет на такую деятельность и корреспондирующие ему
нормы об ответственности в региональных законах об административной
ответственности).
Вместе с тем после введения Законом об азартных играх на федеральном
уровне прямого запрета на организацию и проведение азартных игр вне
специальных зон, представляется, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3
КоАП РФ указанные нормы о региональной ответственности применению не
подлежат.
Управление анализа и обобщения судебной практики