Alf » 11 ноя 2004, 10:35
Часть 1
Российская газета 11.11.2004
Вся жизнь - игра?
Известный афоризм сегодня вспоминают в Госдуме в связи с работой над законопроектом об игорном бизнесе: кто-то пытается переиграть государство В КОНЦЕ октября Государственная Дума приняла решение вернуть во второе чтение проект закона "О деятельности игорных заведений". О перипетиях, связанных с появлением этого документа и его "продвижением" по Госдуме, мы уже рассказывали. Дело в том, что, когда проект только появился, от него ожидали, что он поможет наконец сделать всю игорную сферу более цивилизованной, защитит нас от многочисленных "джек-потов" и того "игрового беспредела", который царит на улицах российских городов.
Увы, пока эти надежды не оправдываются: законопроект в нынешнем виде не решает ни одной из назревших проблем и не несет никакой социальной нагрузки.
Теперь, с учетом решения депутатов о возвращении проекта в процедуру второго чтения, появился шанс на его существенную переработку, однако уже сегодня в кулуарах нижней палаты звучат голоса о том, что, мол, определенные силы попытаются свести всю эту работу лишь к имитации бурной деятельности, протолкнуть закон в прежнем виде.
Ситуация с проектом действительно непростая. Основной вопрос - будут ли в нем учтены многочисленные замечания, присланные весьма высокими инстанциями - от Государственно-правового управления президента РФ и до Минюста. Серьезное недоумение в связи с этим вызвал состав рабочей группы, сформированной для доработки закона. Вот ее список: двое депутатов Государственной Думы, столько же представителей Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, и... целый ряд представителей бизнеса. Состав, мягко говоря, странный, если учитывать, что свои замечания на проект прислали и Государственно-правовое управление президента, и правительство, и Министерство экономического развития и торговли, и Федеральная антимонопольная служба, и Минюст, и многие другие федеральные ведомства. Где же их представители? Неужели их роль в законотворческом процессе ниже, чем бизнесменов, в составе группы присутствующих?
Кстати, не менее странным выглядит включение в состав группы представителей единственного федерального ведомства - Росспорта. Ведь согласно проводимой административной реформе агентства, что вполне логично, стали как бы исполнительным органом, отвечающим за реализацию правоприменительной практики. А вот "законодательную" функцию (в том числе и в буквальном смысле этого слова) могут исполнять только министерства! Тем более что агентство выполняет лишь одну из функций, касающихся игорного бизнеса: выдачу лицензий, а закон должен быть намного шире, например, предусматривать систему контроля и надзора за исполнением лицензионных обязательств, содержать нормы по сертификации оборудования, предусматривать реализацию эффективных механизмов по защите прав потребителей.
При этом, скорее всего, агентство и функцию выдачи лицензий выполняет временно. Кстати, в Думе же сейчас на рассмотрении находится проект закона, внесенный ведомством Германа Грефа, в котором вовсе предлагается лицензирование передать на уровень регионов. Само же Минздравсоцразвития вовсе не горит желанием регулировать игорный бизнес, что следует и из письма главы ведомства Михаила Зурабова, в котором он указывает, что вопросы регулирования игорного бизнеса к компетенции министерства вообще не относятся. С высокой долей вероятности можно предположить, что господину Зурабову вполне хватает и проблем в "социалке".
Состав рабочей группы вызывает и другой вопрос: учитывая, сколь велико число претензий к игорной сфере со стороны общества, в том числе и в части обеспечения безопасности, защиты граждан, почему бы не включить в нее представителей так называемого силового блока - МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры, может быть, ФСНК России?
Никого из них, повторим, в рабочей группе нет. Ее состав, увы, оказал серьезное влияние на качество работы над проектом. Например, принято решение "осуществлять лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и пари в соответствии со специальным законом, а не Законом о лицензировании". Проще говоря, это означает, что весь игорный бизнес выводится из-под действия Закона о лицензировании, устанавливающего четкие правовые рамки всего лицензионного процесса и позволяющего государству контролировать всю игорную сферу, и специально "под бизнес" пишется свой закон. А ведь что-то подобное в новейшей российской истории уже было - пример отдельных "олигархов", пытавшихся подчинить себе государственную машину или по крайней мере хотя бы какую-то ее часть. Да только закончились эти попытки для их инициаторов весьма плачевно...
Последний раз редактировалось
Alf 11 ноя 2004, 10:40, всего редактировалось 1 раз.