Мороз » 13 сен 2006, 01:17
Конституция РФ в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства. Право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопамсности государства. Данное положение закреплено в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Осуществление деятельности по содержанию тотализаторов и игорных заведений с целью извлечения прибыли является одним из видов предпринимательской деятельности, и правоотношения, возникающие в ходе реализации этой деятельности, регулируются нормами гражданского законодательства.
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ "о лицензировании отдельных видов деятельности" организация и содержание объектов игорного бизнеса отнесены к лицензируемым видам деятельности. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации 22 июля 2002 года принято постановление № 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", которым утверждено положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений". Подпункт "б" п. 4 данного положения предусматривает в числе прочего и требования по размещению игорных заведений, которые не могут находиться в жилых помещениях, в зданиях действующих образровательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Следовательно, федеральное законодательство в пределах своих полномочий отнесло указанный выше вид деятельности к лицензируемым в целях предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и уже ввело ограничительные меры при осуществлнии такой деятельности путем запрета на размещение объектов игорного бизнеса в определенных местах.
Налицо упорные попытки региональных законодателей поставить игорный бизнес в зависимость от решения органов местного самоуправления. Данное решение в большинстве региональных законов в основном оформляется в виде документа, позволяющего разместить игорное заведение по конкретному адресу. Причем, как правило, это разрешение выдается при условии соответствия предполагаемого адреса требованиям, перечисленным выше, то есть если заведение не расположено в жилых зданиях, в пристройках к нему, на рынках и т. д.
Таким образом, региональный законодатель фактически признает недостаточным наличие лицензии, действующей на всей территории РФ. Кроме того, это противоречит положению п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ о праве юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, с момента получения такой лицензии; положениям ст. 7 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые гласят, что при наличии лицензии деятельность может осуществляться на всей территории РФ, причем каких-либо оговорок статья не содержит.
Мы считаем, что установление дополнительных ограничений по размещению объектов игорного бизнеса законом субъекта Российской Федерации противоречит федеральному законодательству и вторгается в сферу регулирования правоотношений, отнесенных к ведению Российской Федерации, то есть эти ограничения приняты с превышением полномочий представительного органа субъекта федерации.
П. 1 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» содержит запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие актов, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов – коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Следовательно, в этой части указанная норма распространяется и на предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.