Обзор самых громких судебных дел 2006 года
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /
Постепенно, год за годом, в нашей стране формируется судебная практика по налоговым спорам. Прошедший год был богат на решения арбитражных судов, которые можно назвать прецедентными. В нашем обзоре мы рассмотрели самые важные из них.
Большая часть обзора будет посвящена решениям Высшего Арбитражного Суда по налоговым спорам в 2006 году. Однако начать хотелось бы с нашумевшего дела по разоблачению двойного учета зарплаты, которое смело можно назвать самым громким судебным разбирательством 2006 года. Налоговые инспекторы города Ижевска собрали многочисленные доказательства выплаты зарплат в конвертах на одной из фирм. Надо отдать должное проверяющим, доказательства действительно были полновесными и убедительными. В итоге налоговики нашли поддержку судей во всех трех инстанциях. Выигранные судебные дела налоговая служба разослала по нижестоящим инспекциям «для использования в работе» (письмом от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/ 742@). Таким образом, риск доначисления ЕСН и НДФЛ на сумму неофициальных зарплат с прошлого года перестал быть теоретическим.
Положительные решения
Итак, в первой части обзора обратимся к делам Высшего Арбитражного Суда, которые были решены в прошлом году в пользу компаний. Однако обратите внимание на следующее. Мнение ВАС РФ по тому или иному вопросу служит ориентиром, а в большинстве случаев и руководством к действию для нижестоящих судов. Однако если налоговая служба придерживаются другой позиции, решение ВАС вряд ли послужит для инспекторов веской причиной, чтобы отказаться от своих претензий. Поэтому в таких случаях, несмотря на наличие положительного решения высших судей, надо быть готовыми отстаивать свои интересы во всех судебных инстанциях.
Налоговые декларации
В постановлении от 16 мая 2006 г. № 16192/05 Президиум ВАС указал, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии уточненной декларации, которая представлена по истечении трех лет после окончания налогового периода. Это относится в том числе и к уточненным декларациям с уменьшением суммы налога к уплате. При этом предельная глубина налоговых проверок (три предшествующих года) значения не имеет.
Указанное постановление ВАС может быть полезно вот в какой ситуации. Допустим, в 2006 году компанию проверили за 2003 год и доначислили налоги. В 2006 году фирма добровольно перечислила недоимку. Затем, в 2007 году организация нашла подтверждающие документы, которые доказывают, что она правильно исчислила налоги за 2003 год. Опираясь на эти документы, компания подала уточненную декларацию за 2003 год, в которой уменьшила сумму к уплате. На первый взгляд, данные действия ничего не дают фирме, ведь и глубина проверки (ст. 87 НК РФ), и срок возврата излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ), ограничены тремя годами. Однако здесь есть тонкость: заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, то есть ее фактического перечисления. Следовательно, в описанной ситуации инспекция будет обязана проверить уточненную декларацию и вернуть компании переплаченную сумму налога.
Еще одно постановление Президиума ВАС касается подачи уточненных деклараций (постановление от 19 сентября 2006 г. № 5957/06). В последнее время налоговики взяли на вооружение следующую тактику. Если инспекторы не согласны с уточненной декларацией и считают верным первоначальный вариант отчетности, они доначисляют налоги на основе поданной компанией уточненной декларации. Причем за этим следуют соответствующие штрафы и пени. ВАС признал такие методы инспекторов незаконными. Судьи разъяснили, что налоговые органы не могут рассматривать уточненную декларацию с заниженной, по их мнению, суммой налога как основание для доначисления налога по лицевому счету компании. Неверная уточненная декларация представляет собой не что иное как ошибочно поданное фирмой заявление. Если инспекторы считают требования компании необоснованными, они должны проинформировать ее об этом.
Еще одно положение законодательства, связанное с декларациями, инспекторы трактуют в свою пользу. Речь идет о штрафе за непредставление налоговой декларации, если по ней отсутствует налог к уплате (ст. 119 НК РФ). Как известно, сумма штрафа рассчитывается в процентах от суммы налога к уплате. Причем в первой части (просрочка до 180 дней) статьи установлено: штраф должен составлять не менее 100 рублей. А во второй части статьи 119 Налогового кодекса (опоздание более 180 дней) такой минимум не установлен. Несмотря на это, налоговики нередко начисляют штраф на нулевые декларации, сданные с задержкой. Однако суд стоит на стороне компаний. В постановлении от 10 октября 2006 г. № 6161/06 Президиум ВАС однозначно указал: «Поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль, то сумма штрафа за непредставление декларации также составляет ноль».